Можно сотни раз летать в Турцию, Египет или Грецию, лениво глазеть из окошек автобуса на старые и новые храмы, валяться колодою на пляже возле какого-нибудь пятизвездочного отеля и не узнать при этом, что ну вот же совсем рядом с тобой, можно сказать под боком: Волга впадает в Каму! Не шучу. Чтобы это увидеть, мы и отправились в Татарстан при первой возможности.
Началось
все с того, наверное, что птица Хоррият, символ свободы Татарии, повернула свой
царственный взор в сторону Москвы, не то с давней обидою за взятие Казани, не то
с любопытством к признанию на ее Земле идеи «Золотого Пера». А поэтесса Вера
Хамидуллина тут же восприняла ее интерес, как руководство к действию, подключила
друзей и нужные структуры. И со скоростью лавины стал раскручиваться проект
культурного моста дружбы Москва-Татарстан.
ВЕРА ХАМИДУЛЛИНА
Недавно в Тамбове поставили памятник Волку. Напрашивается мысль, что в Сибири неплохо бы установить памятник Валенку, а в Казани - памятник Сироте. Но в середине 90-х годов в этом славном древнем городе наряду с многочисленными православными церквями и мусульманскими мечетями, установлен памятник Птице свободы Хоррият. Этот парадокс и не является таковым, поскольку 100 национальностей вполне мирно и нормально уживаются друг с другом на территории республики и чувствуют себя совсем не сиротливыми и полноценно свободными. Так забудем о войнах, о величие Чингисхана и других завоевателей, потрясших Русь. Напишем о Верочке.
- В чем величие ее? – спросите вы.
- В любви! Она потрясает!
Да. Именно в любви ко всем окружающим людям, вне национальностей, возрастов и талантов. Именно ее неуемная энергия любви порушило наше: «Вы полагаете, все это будет носиться?», и заменило на ее: «я полагаю, что все это следует шить!»
И вот уже намечены планы на:
1. Пресс-конференцию с оргкомитетом Национальной литературной премии Золотое Перо Руси» в Казани, Набережных Челнах, Елабуге.
2. Встречу с преподавателями русского языка Казанского университета.
3. Встреча в Союзе русскоязычных писателей Казани.
4. Встреча с творческими людьми Набережных Челнов в библиотеке КАМАЗа. Презентация романа «Распутай время».
5. Создание музейного уголка сказок в г. Елабуга и посещение музейного комплекса.
6. Изучение древних построек Татарстана.
7. Сбор материала для новой книги сказок. Посещение Сабантуя.
8. Сбор материала для сербского музея сказок.
9. Выявление наиболее талантливых людей и выездная церемония награждения.
10. Выявление дальнейших путей взаимодействия.
Верочка произвела организацию нашего пребывания со скоростью мысли - за два дня!!! Бывшая спортсменка, входящая в сборную Татарстана по хоккею на траве. Муж спортсмен, в прошлом чемпион Союза по дзю до. Оба закончили один ВУЗ. Он татарин. Она русская. Брак идеален лучшими традициями моногамных семей. Двое удачных детей. Два симпатичных внука. Они образовали вокруг себя замечательный костяк верных друзей. Причем семьи друзей такие же крепкие. Веселые. Дружные. Первая историческая форма моногамной семьи — патриархальная семья, управляемая отцом,— стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственника. В данном же случае, мы с удовольствием наблюдали высокие отношения равноправной дружбы.
И, если бы в стране были все такие, как Верочка и ее замечательный муж Рафаэль, давно наступил бы уже коммунизм.
Нам с
московской скоростью за «биатлонисткой» Верочкой угнаться было сложно. Собрать
группу удалось только из 3 человек. Но взять билеты мы
успели!
КАЗАНЬ
ВСТРЕЧАЛА ПЕРМИЧАМИ
Александр Николаевич Бухаров, учредитель проекта «Золотое Перо Руси» согласился на поездку первым. Оперативно отпечатал бланки с золотым тиснением для предстоящего награждения. Заботу о приобретении подарков и их упаковке взяла на себя Василина, моя средняя дочь. Настоятельно рекомендовал, как провести мероприятие, Председатель Правления МГО СП России Владимир Иванович Гусев. Он же внимательно рассматривал каждую из кандидатур, предложенных Татарстаном для награждения. Не смогли присоединиться к экспедиции Михаил Ножкин, Сергей Алиханов, Никита Джигурда и Николай Ляпко, задержанные важными делами. Ученые атлантологи просили посетить конкретные места, так сказать, произвести предварительную «разведку-боем» для дальнейшего исследования.
И вот мы в поезде. Одна лишь ночь переносит в Татарию.
Утро.
Я бужу своих спутников, вырвавшимся из груди всплеском радости:
- ВОЛГА!
Они тут же липнут к окнам.
Вот это силища! Размах водной стихии. А вот и Казанка. На дне – клады татарских ханов, так и не поднятых на поверхность. На дне улыбается сквозь толщу вод Су анасы – водяная мать, дух воды, слегка позвякивая своими золотыми ведрами. Толи солнечная рябь слепит глаза, толи ее золотой гребень, приводящий в порядок к нашему приезду волосы-водоросли.
А на перроне – Верочка с бесконечно счастливой улыбкой! Она обезоруживает настолько, что трудно не поддаться очарованию и не улыбаться в ответ.
Несколько минут, и мы, еще не пришедшие в полное бодрствование, в ее Джипе. А я удивляюсь, что и общение наше, и знакомство началось как бы в шутку. Она уверенно и отлично водит машину. Я думаю:
- Что в ней? В Верочке? Почему именно здесь и сейчас, почему именно в ее Джипе, да еще в Казани мне доводится просыпаться с улыбкой? Сколько лет я не просыпалась с улыбкой, заваленная делами, заботами, проектами? Подумаешь? Вера Хамидуллина? Сколько таких поэтесс? Сколько таких Вер? В масштабах страны? Мира? Но именно эта Вера и ее Правда заставила нас войти в некий штопор, развернуться круто и открыть бутылку какого-то неизвестного Джина, который и перенес нас так быстро в другой мир. И в этом мире мы улыбаемся. Мы улыбаемся как дети, потому что нам хорошо. От ее стихов. От ее песен. От рассказов о каждом, с кем предстоит встретиться. Слова, сказанные о друзьях с любовью – что может быть лучше?
Разве что первый сюрприз. Друзья Верочки приготовили завтрак.
В просторном доме нас встречает Сания и Альхат. Друзья Веры получили задание – очень быстро, за полчаса накормить «голодных» москвичей завтраком.
Гляжу на пышный стол. И где-то внутри навсегда прощаюсь с тщетной мечтой журналиста «похудеть в командировке».
Голубые добрые глазки Сании приветливо улыбаются на наше удивление. Из печи достаются горячие перемячи. Это такие полуоткрытые пирожки-пельмени с сочным конским фаршем.
Пока мы помурлыкивая от удовольствия их добросовестно уплетаем, Альхат рассказывает о том, что они никогда не берут мясо у плохих хозяек. И молоко выбирают только у тех, кто заботливо относится к животным.
После сытных перемячей ( непростительная несдержанность для любой талии!) взор впивается в губадию, национальное татарское блюдо, сладкий пирог, где внизу корт – топленый творог с рисом, изюмом, курагой и еще какими-то премудростями. Ну как не попробовать!
Молча слушает рецепты приготовления Бухаров. По секрету скажу, что в «московских литературных кругах» никто не готовит лучше него. То пловом удивит Саша литераторов, то печенкой, вымоченной в молоке, то запеченным мясом. Его долгие и подробные описания приготовления своих умопомрачительных блюд не дают поэтам вклиниться в монолог со своими стихами, их можно издавать отдельным диском и зарабатывать при том большие деньги. А тут сидит. Молчит. Уплетает. За ушами пищит. Но потом все ж таки не сдерживается и выдает секрет:
- Были у меня в детстве соседи татары. На каждый праздник угощали щедро вот такими же лакомствами. А как вы готовили сытень? Или это ряженка?
- Не сытень и не ряженка, - смеется Сания. – Это катык!
Чудо с розовыми пенками разливается по пиалам и как нельзя кстати, подается уже на дорожку.
Сания и
Альхат провожают до ворот. А впереди долгая дорога до
Елабуги.
ЕЛАБУЖСКИЙ
МУЗЕЙНЫЙ КОПМЛЕКС
Дорога до Елабуги – три часа. Стоит жара. И вправо и влево холмы, покрытые плюшем сочной зелени и лесные колки, умытые к нашему приезду старательными дождями.
Путь лежит – в музей-заповедник, которым руководит Гульзада Руденко. Верочка прожужжала все уши о том, что, если бы не Гульзада, не было бы в Елабуге столь фундаментального порядка, чистоты и ухоженности, и Елабужский государственный историко-архитектурный музей-заповедник имел бы просто бледный вид.
Именно Гульзада Ракиповна, узнав о том, что Верочка готовится в своем туристическом агентстве открыть музей сказок Светланы Савицкой, уговорила ее отдать экспонаты, привезенные из Москвы. Ведь у нее планируется для школьников свой музей сказок. И экспонаты, как нельзя кстати, помогут в этом деле. Работники музея-заповедника подключились с энтузиазмом. Каждый принес из домашних вещей что-то сказочное. Кто – домик, выполненный из корешков, кто старинное зеркальце, кто домотканую дорожку. А сама Гульзада подарила для новой экспозиции колобок, выполненный мастером на ярмарке бензопилой из капа березы. Соединив все это, и получилась великолепная выставка рисунков, кукол и поделок к сказкам.
Мы привезли еще и авторские книги, вышедшие в последнее время.
Нас встречали действительно радушно. Нежными объятиями. Искренним светом радости в глазах. Сказочной постановкой. Первые посетители - школьники города Елабуги рассажены на почетные места. Они – виновники торжества!
А после торжественного открытия нового сказочного музея прошла пресс-конференция с местными СМИ и церемония награждения писателей, поэтов и меценатов литературных проектов.
Так, Золотые грамоты Мецената были вручены:
И. Р. Гафурову, Главе Елабужского муниципального района, мэру г. Елабуга автору книг по истории города Елабуги «Елабужский край в древности» и «Купеческая Елабуга», «За поддержку издательской деятельности и проектов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия Республики Татарстан» и Е. Е. Соловьёвой, заместителю руководителя Исполнительного комитета Елабужского муниципального района по социальным вопросам, которая также постоянно оказывает значительную поддержку книгоиздательских проектов, направленных на популяризацию историко-культурного наследия Елабуги.
И. А. Каримову, Генеральному директору ОАО «Алмедиа» «За многолетний вклад в осуществление издательской деятельности».
Библиотеке Серебряного века «За вклад в популяризацию литературы России». Сотрудники Библиотеки Серебряного века вносят огромный вклад в популяризацию литературы России. На базе БСВ проводятся творческие вечера писателей России и Республики Татарстан. Осуществляется поддержка творческой молодёжи.
Х. Г. Шафигуллину, Директору телерадиокомпании «Чаллы-ТВ» «За профессиональную информационную поддержку новостей в области литературы, культуры и искусства».
Почетные грамоты и благодарности получили:
Руденко
Гульзада Ракиповна Генеральный директор
Елабужского
Л.Р. Газизова, поэт, журналист. Руководитель отдела русской литературы и переводов при СП Татарстана «За вклад в развитие и популяризацию литературы в Республике Татарстан».
Б. Г. Вайнер, редактор детского юмористического журнала «Зонтик» «За верность детской литературе и личный вклад в воспитание юных дарований».
Л.К. Байрамова, доктор филологических наук. Профессор кафедры сопоставительной филологии и межкультурной коммуникации Казанского государственного Университета. Заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Академик РАН. «За верность литературным и научным традициям в развитии культуры художественного перевода».
Л.Х. Зиятдинова, зав. отделом по связям с общественностью и культурным программам библиотеки КАМАЗа «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
З.М. Мингазова, зав. отделом культуры мэрии г. Набережные Челны. Заслуженный работник культуры Член союза РТ. «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
Литературно-краеведческий музей г. Набережные Челны. «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
Ф. З. Мустафина, Ректор педагогического университета г. Набережные Челны, Заслуженный работник культуры «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
Р.Р. Мазитов, Директор МОУ, СОШ № 31 «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
А.Е. Ухандеев, руководитель Молодежного литературного клуба «Черный вторник» «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
А. Барсегян, поэт, переводчик. «За вклад в популяризацию литературы в Республике Татарстан».
Кроме того, дипломами Золотых лауреатов «за высокое художественное мастерство произведений» были отмечены авторы: Николай Алешков, Людмила Пахомова, Марина Сельскова.
И полной неожиданностью для присутствующих, в том числе и для нас самих, было решение жюри под руководством В.И. Гусева вручить Вере Хамидуллиной одну из самых высоких наград нашего конкурса премию «Серебряное Перо», звание и памятный знак, выполненный из серебра.
Признание ее, как автора, переводчика, организатора моста дружбы и музея сказок, было принято присутствующими достойно под аплодисменты и поздравления.
Весь
следующий день нам любезно проводили экскурсии по заповеднику, включающему
в себя Дом-музей И.И. Шишкина, Музей-усадьбу Надежды Андреевны Дуровой, героини
Отечественной войны 1812 г., Георгиевского кавалера, ординарца фельдмаршала М.И.
Кутузова, писательницы, автора «Записок кавалерист-девицы», подвигами и
писательским даром которой восхищался А.С. Пушкин. Немалое удовольствие
доставила пешеходная прогулка по старому провинциальному купеческому городу,
широко известны фамилии купцов-меценатов Стахеевых (акции их торгового
дома держал сам Николай II, а их хлеб поставляли не только в регионы
России, но и в Англию, Германию, Францию, Бельгию, Голландию), Ушковых –
владельцев химического завода и др.). С этим городом связаны имена
Тамерлана и Ивана Грозного, Емельяна Пугачева и Екатерины II (по ее высочайшему
указу село Трехсвятское преобразовывается в г. Елабуга), А.Н. Радищева и В.Г.
Короленко, М.М. Пришвина и С. Я. Лемешева, В.М. Бехтерева и Д.И. Менделеева.
Произвели именно поэтическое впечатление и мемориальный комплекс М.И. Цветаевой,
Музей истории города, выставочный зал и художественный салон. Вся эта уникальная
территория в 495 га, где сохранился архитектурный ансамбль уездного города конца
XVIII-начала XX в. была напитана неким спокойствием и подлинной
фундаментальностью старины. Музей-заповедник является государственным хранителем
209 памятников материальной и духовной культуры. В 1995 году Елабужский
государственный музей-заповедник признан объектом федерального значения.
Ежегодно его посещают 60 тысяч туристов.
КАК МОНАХИ ПИРАТАМИ СТАЛИ
(информация
к размышлению)
Есть в Елабуге интересное место – Чертово городище. Вообще, само слова Елабуга обозначает голова быка. По преданию, Каму некогда перегораживал огромный камень, напоминающий голову быка. И корабли, пересекая водное пространство, часто терпели крушения. Этим пользовались пираты и грабили проходящие суда. Крепость, находящаяся на высоком холме в свое время перешла к христианам. Образовался монастырь. Но монахи не побрезговали столь прибыльным «бизнесом». И продолжали «брать непосильную дань» с проплывающих мимо купцов. За это и прозвали священную обитель «Чертовым городищем».
Со временем камень взорвали, и открылся путь судам. Кама после разлива меняла русло.
Это очень красивое место.
Вот только камень, точнее, его остатки, никто теперь найти не может. По-татарски Елабуга звучит как Алабуга. Ала – то ведь в переводе все-таки Бог. А может быть, Елабуга обозначает не голова быка, а Бог бык? По неволе, вспоминается лабиринт человека-быка Минотавра, рожденного все-таки не без помощи Бога.
В таком случае и Кама звучит теперь, как нить. Нить Ариадны. Кама впадает в Волгу. Волга – житница, жизнь, Ра-река, называли ее наши предки. Река Бога Солнца.
Чтобы выйти
из этого смыслового лабиринта, может быть стоит немного ни мало – отыскать
голову быка-бога, Елабугу? «Поспрашать ее кой о
чем»?
БОЛЬШОЙ
ПЕРЕМЯЧ
Гульзада Ракиповна после официальных мероприятий, естественно, затащила нас в свой музей-ресторан, с целью показать «муху». Эта муха, породившая поговорку «быть под мухой» действительно существовала в позапрошлом веке. Маленькая стопочка, в которую вмещается что-то около 20 грамм водки, выдавалась посетителям ресторанчика бесплатно. И они, не опьяневшие до конца, но и все-таки, находящиеся «под мухой» обедали кто как мог в зависимости от толщины своих кошельков.
А мы обедать уже не могли. И то! В каждом из нас с утра еще плавились минимум по три перемяча, не считая губадии и катыка! Кроме наших официальных лиц мы обладали еще и официальными желудками, объемы которых весьма ограничены!
От первого и второго мы наотрез отказались. Но тут подали горяченькие блины со сметанкой и чак-чак к какому-то безумно ароматному чаю из трав.
Татарское гостеприимство может соперничать разве что с сербским!
Гульзада, услышав, что мы уже сыты, с укором поглядела в сторону Верочки, и та, пролепетала виновато:
- Мы только зашли на минуточку к Сание, не оставлять же людей без завтрака!
Но на том происки Веры не закончились. Приближался вечер. Изрядно уставшие, мы прибыли на ее базу отдыха с названием «Раздолье – 2».
Оказывается, она сказала мужу Рафаэлю, что с нею приедет 10 человек. Нас из Москвы прибыло трое. И к нам добавилось еще трое местных поэтов: Николай Алешков, Петр Прихожан и Ольга Кузьмичева. Рафаэль же услышал четкую цифру 15. А где 15, там и 30!
И вот мы у скатерти-самобранки, где дымится отварное мясо, покрывается мелкой испариной водочка, щемит сердце от невозможности ее съесть первосортная нарезка, грузят стол горы сладостей и фруктов!
Саша и Василина мужественно усаживаются на дубовые резные стулья. (Конечно, у них бриджи на резинке!) Я делаю тоже самое, про себя матеря всякими добрыми междометиями Гусева, Ножкина и Джигурду. За полчаса застолья мы уже не в состоянии подняться навстречу хозяину.
Открывается дверь. И этот момент хотелось бы описать особо. Входит Рафаэль. Очень симпатичный на вид среднего роста и возраста спортивного сложения мужчина. Умным взглядом он окидывает полупустой стол, мгновенно оценивает обстановку. Но самое невероятное то, что в его руках. Это огромаднейшая сковородина, от которой пахнет райским запахом свежей выпечки.
- Что это? – спрашиваем мы, а в глазах тоска!
- Это – большой перемяч! – весело живенько так представляет нам Верочка и мужа и вкусно пахнущее новое блюдо одновременно. – Его обязательно надо попробовать!
- Зур Белиш! – поправляет ее Рафаэль. – То есть большой беляш по-русски.
Далее, не слушая наш безвольный мелкий ропот о том, что мы как бы сыты, Рафаэль торжественно режет корочку большого перемяча, делит его на полукилограммовые части и укладывает на наши тарелки.
Саша, конечно допытывается, как это готовится. И далее с тонкостями и подробностями хозяева делятся тайнами приготовления национального достояния. Де, сначала так то и так готовится тесто. Потом так то и так режется мясо и картошка. Зурбелиш закрывается, оставялется дырочка. Наливается бульон. Отверстие закупоривается и все это выпекается до готовности.
Чудно! Но как это есть? Нет. Серьезно! У вас никогда не стреляли пуговицы с юбки? Вот и я думала только об одном, как бы она не убила нечаянно Рафаэля или Верочку!
Вечером,
посетив местную сауну и наигравшись вдоволь в бильярд, в беседке у мангалов мы
шутили о том, что Русь и просидела под татарами 300 лет так долго, не рыпаясь и
не брыкаясь. Как тут рыпнешься с таким пузом!
ЯХТА И ЕЕ
КАПИТАНША
Где-то в 5 утра следующего дня пролился светлый ливень. И гром несколько раз пытался разбудить нас. А окончательно разбудила Верочка. По ее планам, мы должны были продолжить путешествие на яхте по Каме. Это беспокойное хозяйство где-то раздобыло эксклюзивные билеты на Сабантуй для нас, как для почетных гостей на трибуны администрации г. Набережные Челны. Но погода испортилась.
И вот, попив чаю и выйдя на высокое крыльцо, Вера вспомнила народный обычай и бросила монетки «на погоду».
- Все будет хорошо! Заказано! – заговорщицки произнесла она и подмигнула.
Нет. Мы - то нормальные люди. И в приметы не верим.
Но, не обращая на наше неверие ни малейшего внимания, погода вдруг стала налаживаться. Дождь редел, редел, пока не высох окончательно, когда мы уже подходили к широкой косе песчаного пирса, где ожидала на изготове красавица белопарусная Яхта.
И капитан и капитанша Люба, по совместительству фотограф и друг Веры, и лихие матросы встречали нас и в руках у нас большой перемяч Зурбелиш очень и очень радостно.
Мы тронулись. Но ветер все еще был сильный. Яхту снесло на прибрежную мель. Команда самоотверженно боролась и с ветром и с мелью. Один матрос даже разделся, спустился в воду и толкал шестом яхту. Мы в это время потеряли бдительность и исследовали все уголки яхты. Оказывается там под палубой целый дом! С кухонкой, удобствами, спаленками и даже каютой капитана! А Саша Бухаров снарядился помощником и принимал приказы наравне с матросами, подтягивая и отпуская швартовые.
Не много ни мало, но на мели мы проторчали полтора часа и уже рисковали опоздать на праздник.
Кто сказал, что женщина на корабле – плохая примета? Вздор и глупости!
Пришлось воспользоваться рецептом Верочки. Я открыла кошелек, выпростав мелкие монетки, и бросила их в Каму со словами:
- На удачную дорогу!
- Все будет хорошо! Заказано! – тут же поддержала меня Верочка.
Тут совершенно необъяснимым образом, мы сошли с мели, и яхта выплыла, наконец, на середину реки.
Ну, как тут не поверить в мистику?
Неимоверно
гордые собою, мы с Верочкой пребывали а наилучшем расположении духа, дразнили
Бухарова боцманом и фотографировали все подряд. Солнце пекло теперь уверенно и
ярко. И оставшиеся дни так разошлось, что мы уже подумывали – а не перестарались
ли мы с монетами?
САБАНТУЙ
НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ
Вообще-то праздник Сабантуй я уже видела однажды в 2000 году, когда получала в Казани одну из первых своих литературных наград «Диплом Залыгина» на экологическом конкурсе журналистов «Вся Россия. Из века в век». Татарстан тогда посетил Путин. И слова его запомнились: «Я не думал, что это грандиозный праздник. Когда мы с ребятами переворачивали квартиру вверх дном, мать говорила: «Ну, устроили здесь сабантуй!»
Праздник этот испокон веков проводят между полевыми работами. Сначала в деревнях и селах. Потом в городах. А уж после и в центре Татарстана – Казани.
Нас пригласили в город Набережные Челны - после Казани второй по значимости город РТ. Образован он на месте сел Бережные Челны и Луговые Челны, и рос вместе с батыром Камы – автозаводом «КАМАЗ», автосборочный конвейер которого посещают наши туристы. Объектами посещения являются также ГЭС и Музей истории города. В черте города находится уникальный геологический памятник – Боровецкие ключи, известный с незапамятных времен, Вознесенская церковь XIX в., Мечеть Таубэ своеобразной архитектуры и др. интересные достопримечательности. Самая забавная из которых та, что город этот целых пять лет именовали город Брежнев.
Верочка шутит: «Нас спрашивали: «Где живешь? Мы отвечали: «В Брежневе!» «Где в Брежневе?» «Наверное, где-то в почке или в селезенке. Но, скорее всего, я пятках. Поскольку в самом низу карты! Хорошо, что городу вернули его название. Я безумно люблю наш город. Он весь в цветах. В зелени. От Камы воздух необыкновенный! И Рафчик тоже говорит, что даже не представляет, где бы он еще так отдыхал душой, как в Набережных Челнах!»…
На Сабантуй буквально все жители города собираются в специально отведенном месте. Площадка, рассчитанная для особых гостей не так велика, но и она потрясает своими возможностями вместить всех желающих.
На сцене выступали как татарские танцевальные народные коллективы, так и польские, латышские, русские, дагестанские и многие другие.
Под сценой еще площадки. На них велись спортивные соревнования. Любой житель или гость города мог показать свое умение или ловкость в дарце, лазанию по шесту, перетягиванию каната, несению ведер с водой. На ринге показывали силу борцы. Сильнейший унес с поля барана…
Тут же проходили и награждения. Причем призы выдавались и в денежном эквиваленте, и в специальных сертификатах для приобретения спортивной одежды и инвентаря в магазинах города.
Народные гуляния сопровождались музыкой, многочисленными торговыми точками, импровизированными продажами шашлыков, сладких ват, мороженного, сувениров.
И я снова
подумала, что нигде в другом месте, как в Татарстане я не видела столько
красивых, доброжелательно улыбающихся и нарядных людей одновременно! Это,
наверное, и есть Сабантуй.
ПОЭТ ПОЭТУ ГЛАЗ НЕ ВЫКЛЮЕТ
Молодость – это для поэтов. Молодость, это когда хочется гулять, хочется пройти по всем магазинам и купить все – от модных шляп до босоножек и сумочек, причем, желательно, свеженькую каждую неделю и к каждому платью!
Старость же, брюзжащее, разборчиво-разглядывающее развалы одежды и разочарованно отворачивающееся от всего этого взоры, нет-нет да и обратит их на одну из новых книг. Тогда уж пощады не будет! Жди автор разборок, пожеланий и претензий от рецензента. Причем, в старости критиками становятся все! Берегись, прозаик! Особенно, поэт!
Здесь, на земле Татарстана ревностно берегут разноязыкую культуру народа библиотеки – хранители вдохновений.
А вдохновение – это такая смешная рассеянность, когда память вдруг изменит тебе с твоим склерозом, а ты в свою очередь попытаешься домашним ключом отворить валидатор турникета метро.
Там то у нас в Москве, напившись за ночь интернетным бредом, поэты в засаленных пятнистых кепках ступают на эскалаторы уже ближе к обеду( все они, как правило, совы). Бросают без сожаления мелочь какой-нибудь старушке, чтобы хоть минутку так противно не скрипел ее старенький баян. И с чувством собственного достоинства долго пьют пиво где-нибудь у памятника Пушкину, чокаясь с его постаментом. Читают новые и старые свои стихи, не обращая внимания на старых и «новых русских», снующих туда-сюда по своим бизнес-делам в своих бизнес-одеждах.
В Татарстане же поэты относятся к своему творчеству более бережно и показываются сами «в миру» только в галстуках, и представляют стихи лишь в виде готовых изданных книг, желательно в твердых обложках! Об интернете знают. Но побаиваются, а вдруг какой-нибудь пройдоха москвич лишит их творения девственной чистоты, а их самих авторских прав!
Но Верочка сделала невероятный подвиг. Она собрала на одной территории и татарских русских и татарских татарских и даже нас москвичей под эгидой библиотеки КАМАЗа!
Что приятно, всем дали высказаться. И даже спеть. И под гитару. И под фонограмму. И под минус и под плюс! И сольно и дуэтом (именно так с Ольгой Кузьмичевой-Дробышевской Василина исполнила «арию московской гостьи»)!
Был и гость из Болкарии Юрустем Булат, с большим вдохновением читавший нам стихи на русском, балкарском и турецком языках.
Оказались среди присутствующих и два жителя «Планеты ЧХА»: Петр Прихожан и Александр Тарасов.
Есть поверие – если встречаются поэты, там наверху ведут беседы их ангелы! Лошади такие, рожденные из морской пены, с крыльями. Слыхали?
Но вот что еще интересно. Встреча совпала с праздником Сабантуя. А, значит, там наверху, устроили соревнования их пегасы на быстроту, прыть и ловкость. Забирались все выше и выше, не боясь обжечь крылья о Солнце.
На литературном вечере среди всех присутствующих был лишь один не поэт – Саша Бухаров. Сначала он снисходительно слушал о моем романе «Распутай время», потом, как читали стихи и пели песни хозяева «территории». И на его лице просматривалась одна единственная мысль, как в той сказке: «вы мне молочко предлагаете, а у нас сливочки не едятся!» Часа через три-четыре он все-таки расслабился, забыл про свою «стихосинкрозию» и просветленное лицо его стало напоминать добрый-добрый зурбелиш.
По дороге в обжитое уже место «Раздолье-2» мы с Верочкой продолжали «в состоянии катотонического возбуждения» поэтические дебаты, находя общность взглядов, густо цитируя свои высокопарные речи то отрывками из Цветаевой, то из Библии, то из Корана, переходя впрочем, на Маяковского, Вознесенского или Хаяма. А то свободно апеллируя Эренбургом, Евтушенко, да что греха таить и нашими доморощенными поэтами ЧХА Хлебниковым, Гимельзоном, Граковым, не забывая себя грешных.
И Василина и Саша переводили взгляд с меня на Верочку, боясь помешать где-то на небе битве двух крылатых кобылиц, с ног до головы убрызганных стихотворными фонтанами.
После чего Саша все-таки не выдержал и запросил у Веры пощады в виде сигареты. Свои у него кончились. И произнес неожиданно для нас обоих:
- Знаете, девчонки, я был не прав. Надо полностью пересмотреть людской фактор на церемонии.
Мы настороженно на него обернулись. Это сказал Бухаров?
- Да… и, - добавил он, - главное – дать возможность поэтам сказать пару слов!
- В пару слов ни один литератор не уложится, - пошутила я, зная, что на церемонии награждения и минута дорога, - Как насчет 330?
А Вера коварно улыбнулась:
-Каждому?
УТРЕННЯЯ
КАМА
На следующее утро Вера обещала нам дать поспать подольше. А мы проснулись снова рано. И спустились к реке.
Не надо бояться быть не собой. И мы чувствовали себя чем угодно, только не нами, когда из марева утренней Камы выныривали белые пароходы и терялись в нем снова.
Когда – вот оно! – восходящее солнце раздвигало занавеси тумана. Когда запах смолистых сосен, берез, земляники, смешивался с величавым духом мощной красавицы-реки! Волга впадает в Каму! Теперь мы это знали точно, поскольку доказано татарскими специалистами:) И мы впадали в Каму. И из нее вытекали и втекали снова с величайшим на то удовольствием.
Это совсем не те ощущения, чем вытечь под электронное обычное: «Станция Кузнецкий мост, переход на станцию Лубянка!» вместе с массой случайных попутчиков метро.
Здесь все происходило неслучайно. И попутчики избранные. И мысли передаются на расстоянии, как заметил Рафаэль: «Хоть ведро на голову одевай, все равно слышно!»
И мы просили мысленно: «Верочка! Задержись хоть на полчасика, чтобы мы вдоволь наплавались у песчаных берегов!»
И Верочка
задержалась.
ЛЕГЕНДАРНАЯ
КАЗАНЬ
Встреча в Союзе писателей Казани прошла в теплой дружественной обстановке. Мы вручили оставшиеся грамоты и дипломы. И отправились путешествовать по городу пешком с нашим новым гидом – Лилией Газизовой.
Подумать только! По этим улицам еще не так давно ступали Шаляпин и Горький, Маяковский, Фадеев и Толстой.
Нам рассказали о кремлевских подземельях, о стоянке древних людей в Троицком лесу, датированной II тыс. до н.э.
А еще мы видели «Сковородку» - излюбленное место отдыха студентов Казанского университета (полукруг скамеек с памятником студенту В. Ульянову (Ленину) в центре).
Старо-татарская слобода – заповедная историческая зона, где сохранились памятники деревянного зодчества – дома XVIII века и мечети, напоминающие нам о великих людях того времени: о торговцах-меценатах – выходцах из Старо-Татарской слободы: Апанаевых, Апаковых, Юнусовых, Хусаиновых, Галеевых и др., об историке и просветителе Ш. Марджани, ставшем имамом мечети Эфенди (ныне Марджани) и открывшем медресе, в котором учились просветитель Каюм Насыри, композитор Салих Сайдашев и др. Память о своих благородных жителях хранят мечети Старо-Татарской слободы: Марджани, Апанаевская, Галеевская, Сенная, Усмановская, Азимовская, Бурнаевская. Здесь же загадочно плещет волнами овеянное легендами и преданиями озеро Кабан, на дне которого не одно поколение исследователей разных стран ищет несметные сокровища казанских ханов.
Горький писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов». Казань описана Горьким в повести «Мои университеты», рассказах «Коновалов», «Хозяин», «Бывшие люди», «26 и одна», «Дело с застежками» и др. Именем писателя названа одна из центральных улиц Казани.
Толстой неоднократно посещал этот город. Казанские впечатления нашли отражение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в произведениях «Утро помещика» и «После бала». Считается, что действие рассказа «После бала» разворачивается на улицах и в особняках Казани.
Пушкин приезжал в Казань собирать материал к роману, «коего большая часть действия происходит в Оренбурге и Казани» - «Истории Пугачева». Нам показали Суконную слободу, где поэт собирал воспоминания простых людей о временах Пугачева и песни тех лет; дом, где Пушкин встречался с Евгением Абрамовичем Боратынским.
«Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б – наслажденье
Вкушать в неведомой тиши…»
Особенно произвела впечатление Башня Сююмбике (в Кремле) - одна из самых «падающих» башен в мире, названная в честь казанской царицы Сююмбике, по преданию не захотевшей стать женой Ивана Грозного и бросившейся с башни вниз. По другому преданию, родившая ему нескольких детей.
В Казани действует не один десяток мечетей, православных храмов, синагога. Кремль, включенный в реестр памятников истории и культуры ЮНЕСКО, – древнейшая часть современной Казани, заселенная еще в IV веке до н.э. Кремль по очертанию напоминает след ступни, оставленный на берегу реки Казанки. На территории Кремля находятся Благовещенский собор с сохранившимися фресками XVII в., Губернаторский дворец (стоит на месте ханского дворца, а затем государева двора (после взятия Казани Иваном Грозным), ныне резиденция Президента РТ). К Губернаторскому дворцу примыкает Дворцовая церковь, построенная на месте соборной мечети Нур-Али, названной в честь ханского советника. Рядом, у подножия башни Сююмбике, под стеклянным колпаком находится некрополь казанских ханов, обнаруженный при раскопках территории Кремля. Здесь же можно увидеть комплекс зданий Пушечного двора, Спасо-Преображенского монастыря, самую крупную в Европе мечеть Кул-Шариф. В здании бывшего юнкерского училища разместились филиал Санкт-Петербургского Эрмитажа, Мемориал воинской славы, Национальная художественная галерея.
Действует в Казани музей-квартира Мусы Джалиля, татарского поэта, посмертно награжденного званием Героя Советского Союза. В 1942 г. Джалиль попал в плен, создал антифашистскую организацию советских военнопленных, был приговорен немцами к смертной казни. В заточении написал знаменитый цикл стихов «Моабитские тетради». Музей находится в квартире поэта, откуда он в 1941 г. ушел на фронт. В зале, кабинете и на кухне та же обстановка, что и при жизни Джалиля. Именно от памятника Джалилю шагнули мы в прохладные залы Национального музея, а оттуда наш маршрут под палящими лучами пронзил из одного конца в другой Казанский кремль.
Много в
Казани и других музеев и культурных мест. Но нас ждал еще один
сюрприз.
УХА ИЗ СТЕРЛЯДИ
Эта стерлядь была длинной от плеча Рафаэля и до земли. Короче, с меня ростом! И готовил ее Рафаэль сам и у себя дома.
А мы стали теперь личными гостями его и Верочки.
В этом доме добра и света многое стало ясно. И откуда во взорах берется доброта. И почему она так светла и проста. Ведь она рождается из ямочек и улыбок внуков. «Больше грязи – толще мордочка, что ни пылинка, то витаминка!»
Богатая библиотека – гордость дома. В ней нашелся подарок даже для Саши – книга рецептов татарской кухни, которую он «насмерть» от меня тут же «заныкал».
Коллекция репродукций и картин. Когда мы ее рассматривали, Рафаэль зашел в комнату и многозначительно спросил Бухарова:
- Тебе там не скучно?
Я думала, они пойдут пить водку. Ошиблась. Они готовили уху. На свежем воздухе в беседке летней кухни. Тройную. Стерляжью. Очень вдумчиво. По-мужски. И долго.
А мы с Василинкой тем временем парились в сауне.
А когда вышли на волю, запах царской похлебки пробудил заново любовь к жизни.
Как было не умять по три добавки, когда сам Рафаэль убеждает «закрепить успех», т.е. «усилить впечатление»!
Мы успех
действительно закрепили. Впечатление усилили. После ухи был серьезный разговор о
дальнейших планах и действительно плодотворном сотрудничестве на разных, даже
самых неожиданных уровнях.
ДОЛЮБИТЬ
Дружба начинается всегда просто. Как и любовь. Вот так просто началась любовь к Татарии и татарам. А вы любите татар? А нежданных гостей? А жданных? А татары любят. И этим они лучше.
Так вот, я все о любви. Когда любят, всуе обещают подарить и небо и землю. И даже звезды! А ты попробуй, действительно подарить и небо и звезды и достать луну!
Если не можешь – не обещай! А что ты можешь?
Только ли крепко в сердце заметку сделать, зарубку такую, в план поставить, а потом чтобы план реализовать?
А в плане и – привлечение друзей к этому удивительному уголку планеты, и – новые открытия исследователей историков, и – поиск главной пропажи Елабуги – священного камня, и – новые литературные встречи и культурные вечера, и – создание музея сказок на более интересном высоком уровне, и – новые книги, и - новые сказки, и - новые совместные проекты.
Мы постараемся долюбить тебя, Татария.
Мы постараемся.
Верочка!
Кинь монетку на удачу!
Светлана Савицкая
10-14 июня 2009г.
(Фото к
статье на ресурсе http://www.zperorusi.ru/