ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ

В ШУТКУ И В СЕРЬЕЗ

(развернутое интервью с учредителем конкурса «Золотое Перо Руси» Светланой Савицкой для апрельского номера литературного журнала «Русская лирика») 

Светлана, древние считали, что «ничто мы не даем с такой радостью и не принимаем с таким отвращением, как советы», но в оргкомитет ЗП часто приходят письма с просьбой посоветовать, что и как лучше размещать на ваших сайтах, и много других вопросов. Первый вопрос самый простой: почему вы ограничиваете объем высылаемых произведений до 10 страниц текста, либо до 10 стихотворений?

Когда я была вот такая маленькая, у этого анекдота была уже вот такая борода:) Но напомню, а вдруг не все его слышали: «В очереди кафешки ЦДЛ за дешевыми котлетками бок о бок встретились Юрий Бондарев, Чингиз Айтматов и никому не известный начинающий чукча-писатель. Первые два долго вели спор о проблемах мира и социализма у Толстого. – Вы читали Толстого? - спрашивают они у чукчи. – Нет, не читал. Хорошо. Разговор идет дальше. Теперь Чингиз и Юрий спорят о проблемах маленького человека, поднятого Чеховым. – Вы читали Чехова? - спрашивают они чукчу. – Не читал! – отвечает тот. – Что же вы читали? – спрашивают удивленные коллеги. - Чукча не читатель, чукча писатель, - выдает он им классическую фразу» :)

Так вот, в жюри живые люди. В основном, писатели. Специалист, так грубо навскидку скажем, знакомый уже с Толстым, Гоголем, Чеховым, Распутиным, Айтматовым… по первым строчкам может определить, владеет ли автор словом. Если первые три строчки понравились, то читается страница. Если страница нормальная – просматривается весь присланный текст. Если и он заинтересовал – член жюри выдвигает конкурсанта на премию либо рекомендует спонсорам издать книгу данного автора.

Не секрет, что писатели не любят друг друга. Вы любите писателей?

По этому поводу очень хорошо пошутил Юрий Студеникин: «писатели не любят писателей, поэты не любят поэтов, художники не любят художников, зато любят художниц…» На самом деле, если человек творец, он уже заслуживает того, чтобы с ним обращались по-доброму. Преклоняюсь перед истинными талантами.

Знаете, редакцию «Русской лирики» завалили посредственными стихами! Вот и думаем уже, не назвать ли сайт журнала, который сейчас формируется, «От графоманов спасу точка нет!»

Да, но за этикеткой «графоман» – живые люди. По мне так пусть уж лучше пишут стихи, чем рисуют на заборах перевернутые звезды!

По градации сложности, что легче: стихи, проза, сказка, интервью, очерк, литературные переводы?

Это разные категории. Литературный перевод – более техничное владение языком. Очерк и интервью – журналистские направления, привязанные к конкретному времени. В принципе, даже школьник может сделать неплохой репортаж. С поэзии же начинают все. Но не все доходят до сказки, а потом редкие те, кто подчинил себе «Сказку», идут до притчи. Поэтому притчи нет в номинациях. Это, безусловно, редкий жанр. Наиболее сложный. В союз писателей очень много поступает поэтов. Очень. Мастеров прозы значительно меньше. В сказках работают единицы. Но и о поэзии можно сказать, что она многомерна, и кому, как ни вам, лучше знать об этом? Военная, гражданская, любовная лирика, юмористическая, сказочная, народная, японские хокку, палиндром… Все опять же зависит только от мастерства в любом жанре поэзии.

Какие советы для начинающих писать стихи?

Больше читать корифеев поэзии и прозы, чаще знакомиться с произведениями великих философов, дабы избегать повторения в сюжетах. Не донимать оргкомитет ЗП по вопросам регистрации своего единственного стихотворения и защиты на него авторских прав:)

Когда у Рея Бредбери попросили разрешения немного подкорректировать одно из его многочисленных фантастических эссе, он удивился: «А что? Это действительно я писал? Черт возьми, да это талантливо!!!»

Но, если вы написали «хит»: «клевый вечер, делать неча, если нет тебя!», «тучи, как люди» или «я сошла с ума, мне нужна она!» Бегите скорее и регистрируйте. Эту «нетленку» обязательно у вас купят, чтобы крутить с утра до вечера по ящику! Но ни о каком ЗП тогда речи быть не может!

Да, но молодежь считает, что бывают случаи плагиата, кто-то у кого-то ворует строчки и на них делает деньги…

И не только строчки. Воруют зарегистрированные лейблы типа «Адидас» и «Монтана» и продают по спекулятивной цене:) У нас в стране воруют еще не построенные дороги, мосты, нефть и алмазы. Причем делают это открыто. Безнаказанно. Нагло выставляя фото своих золотых раковин и унитазов в рунете. Строят коттеджи, покупают «мерсы» и «мицубиси», отдыхают на Экваторе. Вопрос воровства – это к милиции, к администрациям городов, к правительству и Госдуме, а не к жюри конкурса. Мне понравилась надпись в автолайне: «Не воруйте! Государство не любит конкурентов!» Совершайте поступки! Пишите! Творите! Показывайте себя! Творчество и бизнес – понятия противоположные, они не совместимы от природы. Если некто, не создав еще стихотворения, уже думает о его продаже – это не творец, а ремесленник.

То есть художник от рождения должен быть бедным?

Вот уж глупости. Мы обречены быть богатыми и счастливыми. Наше богатство – не хлеб насущный, а хлеб НАДсущий, ибо не хлебом едиМым жив человек! Да, Ван Гог был нищ перед смертью. Но найдите более богатого! На днях я была в гостях у миллионера. Да - красивый дом. Да - дорогая мебель. Да - несколько машин, квартир, любовниц. Но разговоры только о долларах, о страховках, о «драйве» во время отпуска в Париже. Четыре часа разговора для меня оказались пыткой. Я сдерживала зевоту. А если зевала, то до хруста в челюстях. В доме миллионера нет ни одной книги, а у моего собеседника только доллары в глазах, только бизнес. Нет, я, конечно, смогу еще раз выслушать то же самое, но только за «очень большие деньги»!!! :)

«Бизнес» в переводе на русский язык означает «дело».

Это неправильный перевод. Для американцев и бизнесменов делать деньги любым путем это и есть бизнес. Для «художников» любой национальности, дело – это мастерски выполненная работа, вне зависимости от оплаты. Никто от денег, конечно, не отказывается. Но идеи, как эпидемии, рождается изначально без денег. Поэтому еще жива Россия и Золотые перья в ней водятся.

Что лучше: синица в руке или журавль в небе? Я о конкурсе.

Несколько синиц и несколько журавлей. Желательно жарптицевой породы:) Думаю, публиковать надо все. Помещать на сайтах. Не бояться того, что кто-то с этим бесплатно вдруг ознакомится.

Иными словами – у вас есть еще, что украсть?

Иными словами, кто с мечом к нам придет…

Очень по-русски. И это название «Золотое Перо Руси». В рунете много ходит толков и кривотолков национального и пронационального характера об этом названии. Вы русская?

Вот так вот в лоб, да? Ну, разве можно человека спрашивать о его национальности в нашей стране? Меня же потом обвинят в фашизме! Да, я русская! Более русская, чем кто-либо, в своей любви к России, в своем понимании ее русского слова. Несмотря на то, что муж у меня чистокровный поляк и дети наши теперь уже, наверное, просто славяне. Не смотря на то, что у глаза есть азиатская перепоночка, ведь моя мать – внучка Марии Нарышкиной. А Нарышкины – древний татарский род. Княгиня Нарышкина была матерью Петра I. Несмотря на то, что у бабушки моей Анисимовой Валентины были вьющиеся черные как смоль цыганские волосы, я считаю себя русской. И не потому, что при темноволосых родителях родилась блондинкой с синими глазами. Душа моя – в России и для России.

Любите анекдоты про блондинок?

Еще как! Сама их иногда рассказываю. У нас в «ММ» недавно статья вышла с названием «Блондинка думала – волосы рыжели»…

В номинации юмор много ли удачных произведений?

Я бы не сказала. Но все они востребованы. Это исторически складывается. На сто грустных русских песен – одна веселая. И апрельский номер, чтобы набрать, мы делаем весь год. Не очень-то нам весело жить в стране советов. Но с другой стороны – все еще держимся на чувстве юмора.

Какие ошибки наиболее часты во всех литературных работах, присланных на конкурс ЗП?

Если начало кишит литературными штампами, вроде «мороз крепчал», «солнце садилось», «ветер дул», «глаза голубые», «он побледнел», «она побледнела» и вроде этого, далее ни один уважающий себя член жюри просто читать не станет. Если есть грамматические ошибки - тоже. Классика жанра: «памагаю атстающим па рускаму изыку». О каком Золотом пере в таком случае может идти речь?

Если есть повторы слов: он, она, они, был, была, были и другие - ну, просто неприятно. Вспомните - Пушкин силен тем, что у него на странице не повторяется ни одно слово! Прочтите еще раз свои стихи. Уберите слова: «любовь», «луна», «звезды», «ты», «я», «сон», «злой», - станет вам же легче дышать. Уберите из сказок «избитых» героев вроде эльфов, троллей и фей, а еще королей и принцесс… Если в поэтической вещи глагол рифмуется с глаголом, существительное с существительным, прилагательное с прилагательным, особенно одинаковыми по слоговому размеру – это грубейшие ошибки. Они оправданны только, если идет акцент именно на такую рифмованную форму реверса. «Ботинок и полуботинок» - тоже не рифма! Есть и так называемая «вода», не видимая автором. Это лишние четверостишья, либо предложения, либо даже целые страницы, от которых легко можно отказаться. Избегайте смысловой и словесной тавтологии. Чехов писал, например, свои рассказы так. Напишет, даст отлежаться. Потом первые пару страниц выбросит. А Хэмингуэй искал удачную начальную фразу, типа «колокол, который звонит по тебе». Если эта фраза есть, считай, есть и роман… То же самое касается конкурсного произведения. Ищите своего личного куража! Если есть кураж мысли, считайте, что перо уже на лацкане вашего пиджака!

Сначала мы вас могли наблюдать в жюри Всероссийских экологических конкурсов: МедиаСоюза, «Ролл в России», «Зеленая планета», и теперь ЗП? Вы считаете себя совершенной, если беретесь судить других? Как вы себя сами оцениваете как автора?

Мое участие в этом проекте – чисто случайное стечение обстоятельств. Это все происки учредителя конкурса Александра Бухарова, его идея. Я – просто добросовестный исполнитель. Если же говорить обо мне как об авторе, то я себя зачастую не вижу. Не понимаю до конца – зачем я на этой земле. Как и каждый, кто пишет. В объективе внутреннего зрения лишь дальний план, идея, арматура выстроенных мыслей. После моей редакции корректор или литературный редактор обязателен. Если временной промежуток для опубликования статьи небольшой – меня очень огорчают мои же собственные литературные ошибки, которые обязательно всплывают то там, то сям. Над последним романом работаю уже пятый год. Убираю воду, чищу снова и снова «небо», то добавляю, то убираю воздух, пытаюсь играть с огнем и описываю землю, выстраиваю характеры, сцены, сюжетные композиции. Иногда кажусь себе Богом, иногда Демоном, иногда гениальной, иногда бездарной, вычерпанной до дна. То смеюсь, то плачу, то рыдаю от бессилия и некомпетентности для взятия уровня, на который замахнулась. То прыгаю по квартире от удачно вдруг открывшегося слова… Золотое Перо – большая ответственность! Как сказал Ершов: «Очень много непокою принесет оно с собою»! Планка высока. И требования к себе после победы должны быть соответствующими.

Почему условие ЗП - электронный вид произведения?

Оно возникло, когда конкурс из подмосковного перерос в международный. Через Интернет, во-первых, гораздо проще общаться. Во-вторых, мы отсекаем тех, кто «пашет сохой на козе», приносит в оргкомитет распечатки на печатной машинке, ругая Интернет. Господа! Пушкин вообще пером писал! И в те времена это тоже не все умели делать. Так давайте же будем современными, овладеем «вражеской техникой» типа компьютер, и выжмем из него все, что можно:)

Были ли прецеденты недопущения работ до размещения на сайте? Что снималось с конкурса?

Примеров много. В основном – межнациональные розни. Я не говорю о классических беззлобных анекдотах про чукчу. Кроме откровенно бездарных вещей (которые, впрочем, помещены на сайтах наравне с более удачными) бывают и конфликтные. Между Грузией и Абхазией, допустим. Автор (не буду называть фамилию из этических соображений) прислал рассказ с душещипательными сценами, как на груди у абхазцев висели ожерелья из сосков женщин. Мы извинились и сняли это произведение. Ехать в место конфликта и разбираться, кто там что носит, нам не интересно. А подобная публикация на сайте может привести действительно к каким-то неприятностям в горячих точках. Чаще всего поступает что-то типа: «бей жидов - спасай Россию!» Отсюда же вытекающая ненависть регионов к Москве: «А ты все жиреешь, а ты все жидеешь, ну, Москва!» Давайте я оставлю это без комментариев! Иногда с ненавистью идут в произведениях нападки на Белоруссию и Украину с совершенно конкретными предложениями стереть эти малые государства, вернуть Крым, перекрыть трубу с газом и поделить заново мир. Редактор одного русского националистического издания мне лично на мой адрес прислал письмо с предложением «перерезать всех поляков». Ну, давайте начнем с моих детей. Я уже молчу о сербах, которых считают виновниками начинания мировых войн… Вот эту откровенную ненависть между нациями мы стараемся убирать. Удаляем и мат, стараемся, по крайней мере. Но не все же вычитывается модераторами. Иногда «бяки» просачиваются нам на удивление.

Какие произведения написаны хорошо, но по каким-то причинам не отмечены?

Их тоже достаточно много. Написаны они грамотно. Даже талантливы иногда. Но в них сквозит не то чтобы скрытая ненависть, но нелюбовь к России ли, к русскому языку и русскому менталитету, к Москве ли, к славянским братским странам. Эта нелюбовь, как еле уловимый запашок, эдакое ерничанье, издевательство над нашей любовью. Такие произведения мы обходим молчанием. Но автор имеет право на нас обижаться, поскольку наша «несправедливость» к его литературному дару диктуется субъективностью «загадочности русской души» нашей.

Кто из известных людей является обладателем ЗП?

На сайте помещен полный список. На вскидку, могу назвать имена: Михаила Ножкина, Василия Тишкова, Владимира Гусева, Николая Сличенко, Риммы Казаковой, Бориса Галкина…

Кого вы открыли лично для себя?

Открытий много. Знакома лично с произведениями всех лауреатов и победителей. Каждый из них маленькое или большое открытие. Безумно рада знакомству с Сергеем Хохряковым из Приморья, Николаем Хлебниковым из пос. Поварово, с Наталией Шиндиной из Саратова. Как правило, с людьми одаренными начинается переписка, которая перерастает в дружбу.

Не все победители являются по национальности русскими людьми. И не все живут «на Руси». Можете назвать наиболее ярких представителей?

Да, пожалуйста. Тимур Шаов по национальности черкес. У него изумительные песни юмористического плана. Чуть ли не единственный обладатель ЗП, которому позволено вставлять в свои стихи нелитературные слова. Никита Джигурда украинец. Виталий Липик белорус. Борис Казанов - талантливейший автор в области русской прозы, несмотря на то, что еврей. Мы даже исхитрились издать его книгу в твердой обложке. Владислав Эйснер – этнический немец и живет в Германии. Петр Стефанович и Владимир Ягличич – сербы. Живут в городе Крагуевац. Список можно продолжать.

Вот вы, конкретно вы, получили произведение и читаете. Какое из них вам понравится?

Откройте Писахова Архангельские сказки. Или Тишкова начало повести «Встреча на росстани». Или Наталию Шиндину «Записки на листе Мебиуса». Вот такую прозу я люблю. Со стихами сложнее. Главное в них – ярко выраженная метафора, умело выстроенная в коротком вздохе. С очерком и интервью: правильно поданный журналистский материал, как пишет Николай Стародымов, без «соплей и слез».

Имена лауреатов наизусть помните?

Я помню и названия произведений и даже их стихи:

     «Немного воздуха иного,

    больного солнечной чумой,

    и свежевыжатого слова –

    из камня. Больше ничего.

    Душе, переборовшей скуку,

    стоящей на одном кону

    с тоской по истинному звуку –

    иному. Больше никому.

    Пока плаксивым, вшивым, ржавым

    не стал неугомонный дар,

    пока в обнимку с падежами

    летаешь. Больше никогда» Это Сергей Матросов из Екатеринбурга.

Пожелания всем литераторам?

Я желаю вам остаться на планете в слове! Работайте над ним! Удачи!

Беседу вел Сергей Кольцов

(фото студии ЛеПьер)